Грибоедов Александр Сергеевич
Комическое и сатирическое в пьесе «Горе от ума».
Одиночество Чацкого в пьесе «Горе от ума».
Особенности поэтического языка «Горе от ума».
Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).
Пушкин Александр Сергеевич
Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина.
Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».
Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина.
Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Влияние повести Вашингтона Ирвинга «Сонная лощина» на создание повести «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Дружба в жизни человека (на основе материала лирики А.С. Пушкина).
Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Книжные полки Онегина
Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Природа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Мода начала XIX века в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Дуэль в жизни и творчестве Пушкина
Значение стихотворения А.С. Пушкина «Рыцарь бедный» в художественной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот».
Литературные салоны пушкинской поры
Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина.
Пушкинский интертекст романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история».
Лермонтов Михаил Юрьевич
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Москва в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.
Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».
Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
Смысл названия романа «Герой нашего времени».
Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
Богоборческая тема в лирике М. Лермонтова
Гоголь Николай Васильевич
Поэтика «бессмыслицы» в произведениях Н.В. Гоголя.
Роль мистики в творчестве великого Н.В. Гоголя
Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.
Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России.
Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
Островский Александр Николаевич
Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)
«Бесприданница» А. Островского и «Жестокий роман» Э. Рязанова
Тютчев Фёдор Иванович
Античные образы в творчестве Ф.И. Тютчева.
Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе.
Тютчевские размышления о космосе и хаосе.
Фет Афанасий Афанасьевич
Античные образы в поэзии А.А.Фета.
Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета.
Тургенев Иван Сергеевич
Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования.
Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Цветопись как средство создания контраста в цикле «Стихотворения в прозе»
Интертекстуальность романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Внешний облик «нового» человека («Отцы и дети» Тургенева, «Что делать?» Чернышевского).
Жесты и слова героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Портрет персонажа в «Записках охотника» И.С. Тургенева.
Повесть Толстого «Отец Сергий» и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Традиции русского и немецкого романтизма в очерке И.С. Тургенева «Призраки».
Достоевский Фёдор Михайлович
Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Литературные и культурные ассоциации (цитаты, реминисценции, аллюзии) в романе Ф.М. Достоевского «Подросток».
Макар Девушкин как предшественник Раскольникова.
Раскольников и «лики зла» в романе Ф.М. Достоевского.
Реформы Александра II и их отражение в романе «Преступление и наказание».
Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа «Преступление и наказание»).
Что читают герои романа «Преступление и наказание»?
Лингвосоционические портреты героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Толстой Лев Николаевич
«Только эта жизнь имеет цену» (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Бальные платья начала XIX века (на материале романа «Война и мир»).
Вооружение русской и французской армии в романе «Война и мир».
Изображение военных действий в произведениях Л.Н. Толстого.
Искусство психологического анализа в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Наполеон на Поклонной горе (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»).
Пейзаж в поздних рассказах Л.Н. Толстого (любое произведение)
Расписание дня дворянина в романе «Война и мир».
Роль сравнений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (несколько эпизодов).
Русский и французский императоры в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Своеобразие творческого метода романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
Образ стыда в представлении русского языка и на страницах трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
Человек на войне в произведениях «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Живые и мертвые» К.М. Симонова.
Чехов Антон Павлович
Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».
Смирение: толерантность ли это (на материале рассказа А.П. Чехова «Размазня»).
Литературные места России А.П. Чехов
Роль художественной детали в рассказах А.П. Чехова
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах Чехова
Бунин Иван Алексеевич
Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
Тема смерти в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Блок Александр Александрович
Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы в творчестве Блока
Синий цвет в поэзии А. Блока
Есенин Сергей Александрович
Образ матери в лирике С. Есенина.
Окказионализмы как средство художественной выразительности в лирике С.А. Есенина 1910-1916г.г.
Параллели творчества Сергея Есенина и Алексея Фатьянова
Сергей Есенин – поэзия в цвете
Ахматова Анна Андреевна
Образ Воронежа в стихотворениях О.Э. Мандельштама и А.А. Ахматовой
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.
Марина Цветаева
Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.
Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.
Образы времени и пространства в лирике Марины Цветаевой на примере анализа стихотворения «Новогоднее».
Булгаков Михаил Афанасьевич
«Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко.
Библейские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Мастер и Маргарита М. Булгакова и «Фауст» И. Гёте.
Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в оценке священнослужителей.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
Владимир Высоцкий
Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.