Об авторе

Вас приветствует учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 р. п. Мокшан Пензенской области

Макарова Анна Владимировна


Анна Макарова
image-9
   О себе

      Я родилась в декабре 1982 г. в рабочем поселке Мокшан Пензенской области. Самые первые мои детские воспоминания связаны со школой, в которой работала и, к счастью, до сих пор работает моя мама.  О том, что такое уроки, для чего задают домашнее задание и что бывает за его невыполнение, я узнала задолго до того, как сама пошла в 1 класс. Когда в 2000 году я  окончила Мокшанскую среднюю школу № 1, вопроса о выборе профессии передо мной не стояло: только педуниверситет. Так велико было желание вернуться в родную школу. Сбыться моему желанию суждено было не сразу. В 2005-ом, получив диплом с отличием Пензенского педагогического университета им. В. Г. Белинского, я пришла работать учителем русского языка и литературы в школу села Плесс Мокшанского района. Сельская школа имеет свои особенности, но самая главная из них — удивительно теплая, почти семейная атмосфера. О своих первых годах работы в Плессе неизменно вспоминаю с теплотой и радостью: там я научилась быть учителем, там обрела самых настоящих друзей.  Но мечты должны сбываться! В 2010 году я вернулась, наконец, в родную школу, где по сегодняшний день работаю рядом со своими уважаемыми и горячо любимыми педагогами, рядом со своей мамой. Сегодня я уже не просто дочь учителя. Сегодня я дочь — учитель, жена — учитель, мама — учитель! Я — учитель!

О профессии

Бродит маленький фонарщик
От звезды к звезде.
Вот он лесенку приставит,
Вот оконце голубое
Отворит и чиркнет спичкой,
Огонек зажжет зеленый
И заторопится дальше.
Дальше…
Дальше…

В. И. Ланцберг

     Учитель. Что это – профессия или что-то большее? Профессии можно научить. Хорошо знать русский язык, историю, географию или физику может любой. А вот посвятить всю свою жизнь школе и чужим детям, подчас забывая, что есть семья и собственный ребенок, способен далеко не каждый. Очень часто труд учителя недооценивают, потому что результатов этого труда невооруженным глазом не видно. Ведь учитель не производит материальных благ: он не строит дороги, не изобретает машины, не выращивает урожай. Но зато все это делают его ученики, которым он когда-то объяснил законы Ньютона, рассказал о правилах русской орфографии, а, самое главное, научил верить в свои силы, уважать себя и окружающих, быть честным и достойным гражданином своего отечества. Именно благодаря его каждодневному труду не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений. Всему этому научить нельзя. Нельзя научить быть учителем! Это не профессия. Это предназначение, которое дается человеку свыше, еще при рождении.

     Помню, в детстве я любила смотреть, как моя мама проверяет тетради. Она исправляла ошибки, ставила оценки, ровным каллиграфическим почерком писала замечания, а мне в тот момент казалось, что она самый главный в мире человек, не потому что она моя мама, а потому что она – Учитель. Я была на седьмом небе от счастья, когда она разрешала мне поставить оценку. Стоит ли говорить, что любимой игрой в детстве была игра в школу. Поэтому и проблема выбора профессии передо мной никогда не стояла. Я даже не могу сказать, в какой момент решила, что хочу стать учителем, я просто всегда знала, что буду им. Теперь уже я сижу за столом перед стопкой школьных тетрадей и понимаю: не такое уж это и увлекательное занятие – проверять их.

    Каждый день я в школе, каждый день на меня смотрят глаза моих учеников. За партами на моих уроках сидит будущее России, и в этом будущем мне тоже предстоит жить, значит оттого, какими станут эти дети, зависит и моя жизнь. Как же велика должна быть мера ответственности учителя! В наших руках будущее станы. Государство дает нам заказ на воспитание нравственного, порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Так каким же должен быть он, учитель XXI века, чтобы справиться с этой задачей? Прежде всего, он сам должен соответствовать всем этим требованиям. Ведь я не имею права добиваться от ребенка того, чего нет во мне самой. Я никогда не смогу привить ему чувство патриотизма, если не покажу, что это значит, на своем собственном примере. Желая воспитать культурных, искренних и добрых учеников, я сама должна быть с ними честной и доброжелательной всегда. Нельзя забывать, что дети очень зорко следят за нами, замечают любые наши промахи. Они строгие судьи: потеряв однажды доверие ребенка, его сложно бывает вернуть. А ведь именно доверие и взаимное уважение между учителем и учениками являются залогом успеха в нашей профессии. Опираясь на свой, пусть еще совсем небольшой педагогический опыт, я поняла, как это важно, чтобы ребенок тебе доверял. Что для этого нужно? Нужно быть с ним «на одной волне»: видеть в нем личность, считаться с его мнением, вникать в его проблемы, жить его интересами. Необходимое условие для этого – постоянное самосовершенствование и самообразование. Знания учителя не должны ограничиваться его предметом. Современный учитель – человек интеллектуальный, всесторонне развитый: он интересуется политикой и экономикой, следит за изменениями в культурной и социальной сферах, владеет информационными технологиями. Конечно, все это непросто, и сил требует немалых, но помните, как говорил Л. Н. Толстой: «Спокойствие – это душевная подлость». Так вот: среди Настоящих Учителей спокойных людей не бывает!

     Быть учителем в современной школе сложно, с этим никто не спорит. Но все же учителя – счастливые люди: на их глазах происходит великое чудо — из маленьких, неуклюжих птенцов вырастают прекрасные лебеди. Сколько сил, терпения, любви и таланта нужно приложить, чтобы это чудо произошло! Каким внутренним огнем нужно гореть самому, чтобы каждый раз зажигать «звезду» ученика и давать ей возможность разгораться все ярче и ярче. А когда пройдет время одной «звезды», зажигать новую.